Четвертый
год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка.
Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом
определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми
данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых
обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников
учебных умений и навыков.
СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ
— слушать
учителя;
— выделять главную мысль сообщения;
— связно пересказывать содержание текста;
— отвечать на вопросы к тексту;
— ставить вопросы к тексту;
— делать содержательные выводы на основе полученной информации;
— письменно выражать свою мысль;
— привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной
литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
— адекватно оценивать результаты собственной работы.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И
СКЛОННОСТИ ДЕТЕЙ
К четвертому
классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов,
складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся
больше, другие — меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными
склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то
ярко проявляются лингвистические способности.
А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается?
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет.
Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд
одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает
склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.
Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка,
и необходимо поддерживать.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За
ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему
проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Специальная анкета, разработчиками которой являются де Хаан и Коф (см.:
Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Что я могу узнать о своем ребенке?
Психологические тесты. Челябинск, 1996, с. 170–175), поможет родителям лучше
осознать интересы и склонности своего ребенка, выбрать для него наиболее
подходящую область внешкольных занятий.
Елена ДАНИЛОВА, кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник
Психологического института РАО,
педагог-психолог школы № 520,
г. Москва
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бардин
К.В. Как научить детей учиться, М., 1987.
2. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие
ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.