Меню сайта
Категории раздела
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Статьи » Беседы с психологом |
Проблемы
с чтением? Проблемы
с чтением испытывают до 60 % современных первоклашек. У 5–8 % ребят эти
трудности со временем перерастают в стойкие нарушения. Если к 3–4-му классу
ребенок все еще читает по слогам, переставляет местами или глотает буквы и их
сочетания, теряет строчку или возвращается к прочитанному слову, то ему ставят
диагноз «дислексия». Современные медики, психологи, педагоги понятие
«дислексия» (и связанный с ним термин «дисграфия») трактуют как комплексное
нарушение чтения (и письма), происходящее в силу разных причин внешнего и
внутреннего характера. Наиболее
частые внешние причины: экологические; социально-экономические; психологические
(стрессы в школе, интенсификация учебного процесса, неадекватность обучающих
методик, завышенные требования учителя). Внутренние
причины: генетическая
предрасположенность (известно, что трудности с чтением передаются по
наследству); нарушения,
возникшие вследствие патологии беременности, сложных родов; дисфункция
мозга (несформированность коры головного мозга, регуляторных структур); возрастная
несформированность (задержка развития познавательных функций). Диагноз
«дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет права поставить раньше,
чем ребенок пойдет в 3–4-й класс. До этого возраста можно говорить только о
наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы
первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны
терять времени даром. Спохватившись
вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно
короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше
придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но
возможно. А вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой
– увы, практически нереально. Работа
над ошибками Раньше
ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением
речевого развития. Сегодня известно: причин гораздо больше. Кроме уже
упомянутых, это могут быть проблемы зрительного и зрительно-пространственного
восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций,
несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции,
несформированность слухового восприятия. Если одна из этих «кнопочек» у ребенка
западает, возникают проблемы с обучением в целом. Выявить,
что именно происходит с ребенком, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего
обратиться к логопедам, дефектологам, психоневрологам. В их профессиональном
арсенале есть специальные методики, которые помогают сначала разобраться в
причинах развития у ребенка названных выше затруднений, а затем и
скорректировать эти проблемы. Владеют
специалисты и определенными секретами, многие из которых совсем бесхитростны.
Например, для гиперактивных детей с нарушениями внимания порой достаточно
надеть на книжную страницу полоску с передвижным «окошечком», в которое
помещается отдельное слово. Тогда все внимание ребенка будет концентрироваться
на одном этом слове, и он не будет отвлекаться на другие. Всему
свое время В
появлении «дислексии развития» зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и
стремлениенаучить своего ребенка читать с пеленок может сыграть злую шутку.
Раннее обучение чтению, когда не все функции у малыша для этого сформированы,
как раз и приводит к такому печальному результату. Ведь
научиться читать к 5 годам способны всего 20 % детей, остальные могут лишь
освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к
дислексии. Мамам
и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у
каждого «фрукта» свой срок созревания. То же самое касается и раннего обучения
в школе: 30 % детей «созревают» для этого лишь к 8 годам, а остальные 70 % – не
раньше, чем к 6–7 годам. Ведь для того чтобы уметь читать, мало знать буквы.
Процесс этот гораздо сложнее. Так что не стоит стараться побыстрее сделать из
малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать функции, которые подготавливают
его к правильному восприятию текста. И когда они будут сформированы, ребенок легко
научится читать правильно. Начинать
профилактику дислексии следует еще с пеленок. С малышом нужно больше
разговаривать, играть, читать ему книги, а когда он подрастет, чаще
провоцировать на диалог и на монологическую речь. Важно также развивать зрительно-пространственное
восприятие, память, мелкую моторику пальчиков. Но
занятия с ребенком 4,5–5,5 лет не должны превышать 5–10 минут, и проводить их
нужно только в такое время, когда и у вас, и у малыша хорошее настроение. Ликвидация
безграмотности Серьезная
опасность для детей школьного возраста заключается в порочной практике
скоростного чтения, которое навязывается ученикам во многих школах. Это еще
полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но,
к сожалению, часто эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты
которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Для ребенка
это стресс, и очень опасный. Причем мучают учеников абсолютно зря: при чтении
вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть
информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно. К
тому же дислексия – не столько медленное, сколько неэффективное чтение. Как
показал анализ сдачи ЕГЭ, более половины выпускников не способны, прочитав
текст, выделить в нем главную мысль. А это значит: несмотря на то, что наши
дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а слоги – в слова,
по-настоящему умением читать они так и не овладели. Так
что если учитель начальных классов предъявляет к вашему ребенку завышенные
требования, изводит его hроверками на скорость чтения, подавляет эмоционально,
обвиняя в лености или неспособности учиться, при этом не хочет разбираться в
причинах трудностей, то это свидетельствует лишь о том, что педагог
неквалифицированный. Учеба у него можетзакончиться для ребенка не только
дислексией, но и тяжелым неврозом, заиканием и психосоматическими
заболеваниями. И тут уже дело родителей: оставлять ли своего сына или дочь
учиться у такого «профессионала» или переводить в другой класс. Сегодня,
к счастью, дислексиков перестали считать людьми интеллектуально ограниченными.
Даже более того, некоторые ученые называют дислексию одним из признаков
гениальности. В
доказательство этой версии они приводят весьма внушительный список
знаменитостей, испытывавших трудности в письме и чтении: Альберт Эйнштейн,
Томас Эдисон, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Петр I,
Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Квентин Тарантино, Оззи Осборн, Том Круз и 40
% миллионеров (в том числе знаменитый Джон Рокфеллер) – дислексики. Автор
статьи: Марьяна БЕЗРУКИХ *** Подробней
http://www.za-partoi.ru/dislexia.html | |
Просмотров: 1650 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |